Интервью с PRAGNAVIT

Voist

Дорогая редакция предлагает вам небольшое интервью с Войстом, создателем и единственным постоянным участником легендарного кривичского культа PRAGNAVIT, чей новый альбом выходит 30 апреля на Crivia Records.

Начнем с самого важного: расскажи про свой новый альбом, выходящий 30 апреля.

Работа над альбомом Skarby Źmiainaha Karala шла не один год. Часть материала в разное время была представлена на минских фестивалях Crivia Aeterna и на алтайском фестивале “ВОТЭТНО”. Однако в полноформатный релиз все было оформлено около двух лет назад. И для меня это действительно событие, так как в Skarby Źmiainaha Karala было вложено очень много работы, причем не только моей. В центре альбома – образ Змея, который в белорусском фольклоре и духовной культуре играет одну из центральных ролей. В мифопоэтическом пространстве традиционного мировозрения наших предков Змей – не просто Образ, он один из центральных ипостасей “тутэйшего” Сакрума. Веками змеи на территории современной Беларуси, как и везде в Балтском регионе, считались священными животными. Главным религиозным культом наших предков, помимо поклонению Перуну или Перкунасу, был культ Змея. Этот культ на территории современной Беларуси сохранялся вплоть до 16 века в виде традиции поклонения ужу или живойту. Об этом подробно описал в книге «Записки о Московии», изданной в Вене в 1549 году Сигизмунд Герберштейн – посол Австро-Венгрии в Московию. По его словам, литвины держали в хатах черных змей с жирной блестящей кожей и короткими лапами, которые с шипением выползали к поставленной на пол миске молока. По описанию Герберштейна, литвины при виде выползающей змеи, тихо сидели на лавках, благоговейно наблюдая. Известен случай, когда католический священник убедил одного литвина убить змею и креститься. Когда священник вернулся в деревню, то к своему удивлению увидел крестьянина со странной мутацией рта – рот растянуло, как у лягушки. Крестьянин во всем винил себя и священника, заставившего убить живойта, и собирался вновь вернуться к старой вере и порвать с христианством. Связь кривичей с Традицией настолько глубока, что само название протобелорусских пращуров связано с титулятурой балтских священников (лит. krivis, krivė, krivaitis). Поэтому кривичи – это племя жрецов, чья родовая Память живет на протяжении столетий. И Змей в нашей Традиции является не только хранителем Родовода и опекуном домашнего очага. Змей или Цмок – это символ мудрости и магической силы. Одна из древнейших легенд белорусов, записанная этнографами в 19 веке, повествует о змеином короле – Жалгуине-каралюсе. Братом великого ужиного Короля является Акопирмас – немного измененное название Акапирмс (с древнепрусского – Самый Первый, верховный бог неба древних пруссов). Увидеть Короля всех змей можно было раз в год на Воздвижение (Узвiжанне) в глухих местах рядом с болотами, когда он предводительствует всеми гадами, отправляющимися на зиму, в “уласны вырай”. Если расстелить перед Королем рушник с гостинцами, то он одарит лепестком со своей короны (или в другой версии легенды, рогом с головы), который откроет сокровенные знания и покажет дорогу к счастью. Возвращаясь к концепту альбома Skarby Źmiainaha Karala, в нем те самые сокровища представлены нашим духовном наследием. Традицией, которая живет веками и вдохновляет нас на постижение той самой примордиальной дикой Красоты, что есть основой Творения и венцом Конца времен.

Про PRAGNAVIT давно ничего не было слышно. Расскажи, пожалуйста, что происходило и происходит с твоим проектом, каковы планы на будущее?

Работа над проектом, тем не менее, велась. Мы организовывали поездки в Приднепровские регионы, где еще живет песенная традиция, записывали ее носителей. Впоследствии, часть этих записей вошла в материалы альбома Skarby Źmiainaha Karala. Снимали видео для клипа, который вышел не так давно. С планами на будущее уже есть определенность. В музыке, возможно, появится больше традиционного женского пения. Впрочем, пока более подробно говорить о планах на будущее PRAGNAVIT не стоит, у меня на очереди другие музыкальные проекты, которые мне хотелось бы сначала реализовать. Речь идет об уже знакомых слушателям ANAFIELAS и новом альбоме NOLUNTAS.

Насколько я знаю, PRAGNAVIT готовится отметить свой юбилей. Расскажи, с чего все началось?

Началось, конечно, все в 90-ых, на волне андерграундного тренда. Я тогда еще был студентом, буквально, вчерашним школьником, который только начинал серьезно интересоваться традиционно-этнической духовной культурой и историей. Я приобрел со стипендии на книжных развалах «Велесову книгу» и серьезный трактат некого Кандыбы по арийскому гипнозу. Если «Велесова книга» мне пошла сразу «на ура», то у последнего автора его концепция «Мезозойской Руси», где древние славяне приручали динозавров и воевали с протожидами – как-то настораживала. За разъяснением я обратился к адекватным преподавателям в ВУЗе и они мне немного вправили мозги, дав прочитать этнографические сборники и первый альманах Центра этнокосмологии “Крыўя”. К слову, в 90-ые нам вполне себе без препон читали лекции о балтском субстрате белорусов. Об этом хорошо, я помню, рассказывалось в двухтомном учебнике “Нарысы па гісторыі Беларусі”. Правда, его потом уже запретили лукашенковские халдеи. А до этого, у меня была вполне доступная база, для того, чтобы, утрированно говоря, научится отличать традицию от лубка. И действительно, в 2017 году исполняется 20 лет, как в 1997 году одним из первых релизов на ныне культовом могилевском лейбле Possession Production вышел самый первый кассетный релиз PRAGNAVIT. Все как полагается! Суровый черно-белый ксерокопированный вкладыш со «свастонами» и посконно-славянский шрифт! Что в мире существует Интернет, мы уже знали, вот только его пока еще не видели. Поэтому изображения на оформление релиза переснимали с фотографий или с книг в библиотеке и потом верстали на компьютере. Это чудо вычислительной техники в те годы также далеко не каждый имел у себя дома. Приходилось отыскивать знакомых, у которых компьютер был на работе. Для записи первого альбома PRAGNAVIT я отправился в городскую студию «Веселые нотки». Днем там одаренные детишки распевали песни, а по вечерам тамады пилили «минусовки». Когда я сурово ревел в микрофон языческие заклинания, они переставали играть и в ахуе пялились на меня. Виртуозный режиссер не знал, как запрограммировать синтезатор, поэтому для создания музыкальных фонов он просто зажимал аккорд кусками канцелярской линейки. Часто приходилось начинать запись сначала, так как в студию постоянно забегали какие-то сторожа или педагоги. А потом я выходил в морозную февральскую ночь, и в колючем воздухе растворялась вся эта суета, оставляя внутри лишь умиротворенное чувство завершенной работы. Это было прекрасное время!

И что ты считаешь главными достижениями PRAGNAVIT за этот период?

В первую очередь, моя работа над PRAGNAVIT не дает мне самому погрязнуть в быту и в обывательских заботах. А это уже, согласитесь, немало, когда есть стимул для духовной и физической практики. Конечно, стоит отметить и понимание людей, которым близка моя интерпретация Традиции в творчестве. Ну и, конечно же, выход музыки PRAGNAVIT на физических носителях.

Расскажи нам про свой клип. Что за место ты для него выбрал? Кладбище какое-то, могилы. Мне кажется, многим будет интересно узнать обо всем побольше.

Основные съемки клипа проходили в окрестностях деревни Эсьмоны Беныничского района Могилевской области. Там и по сей день стоят каменные кресты, «следовики» и древние камни с антропоморфными символами и родовыми знаками. Вообще, на Белыничской земле располагался один из древнейших балтских анклавов на территории современной Беларуси. Это подтверждают также многочисленные археологические находки и топо и гидронимика. Хочется сказать, что местным «краеведам» не мешало бы сначала почитать археологические вестники, прежде чем расписывать всякий «треш» об этих местах. Уже понаписали тут про древнеславянские капища богини смерти и руны викингов. Тем не менее, энергетика этого места завораживает и вдохновляет. Это мы и постарались передать в клипе. Хотелось бы, чтобы зритель и слушатель воспринимал его, не как попытку реконструкции Ритуала, а как само экстатическое действо в сакральном пространстве нашей священной Крывии через Образы и Символы нашей Традиции.

Насколько я понял, на ближайшее время ты PRAGNAVIT “замораживаешь” и планируешь заниматься лишь проектами ANAFELAS и NOLUNTAS. Примерно можно сказать, когда нам следует ожидать альбомы или пока все туманно?

Новый материал NOLUNTAS в жанре Dark Ambient уже готов. Причем весь материал я сделал буквально за месяц под впечатлением от великолепнейшего фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» и шедеврального саундтрека к нему. Тут вопрос только за издателем. Ну а ANAFIELAS требует еще серьезной доработки. Когда я начал работу над этим проектом, жанровую ориентацию которого я определил для себя как Romantic Dark Folk, то столкнулся со многими неожиданными трудностями. Приходится параллельно учиться многим музыкальным вещам, а это все отнимает время. Потому как потом возвращаешься к уже готовому материалу и начинаешь его переделывать. Тут моя цель – добиться нужной мне атмосферы за счет, я бы так сказал, тонального минимализма. Примерно так, как получилось в композиции «Маргер», которую мы выложили в сеть в минувшем феврале в память о трагедии последнего языческого форпоста Великой Литвы, замка Пиляны в 1336 году. Тем не менее, в 2017 году, к 20-летию PRAGNAVIT я обязательно подготовлю программу и уже сейчас представляю ее содержание.

Я знаю, что в последние годы ты довольно радикально изменил свой образ жизни – начал ходить в зал и покрыл немалую площадь тела татуировками. Одно с другим как-то связано? Как относятся окружающие и коллеги к “забитому” Михаилу? Говорят, что начав делать татуировки, уже трудно остановиться, что думаешь по этому поводу?

Это так. Решил привести работу над собой в систему. И пробежки вместе с занятиями в тренажерном зале даже стали для меня определенным ритуалом. А с тату все началось, когда я решил перекрыть на теле кое-какие старые «художества» своей юности. За основу взял нордическую ритуалистику. Воплотить мои задумки в эскизы мне помогли многие мастера, но особенно хотелось бы отметить здесь профессионализм и художественное понимание Стиля великолепного могилевского мастера Кирилла Орловского. У него действительно талант воплощать на теле настоящие шедевры в аскетичном минимализме так, чтобы тату было не просто украшением, а целостным элементом внутренней алхимии. Что до мнения окружающих, я уже не в том возрасте, чтобы стремиться кого-то эпатировать. Просто, когда нужно по работе, ношу рубашку с воротником и длинными рукавами. А в последнем ты прав! Я даже в шутку говорю, что тату – это как ремонт. У них есть начало, но нет конца.

PRAGNAVIT-box

Напоминаем, что новый альбом PRAGNAVIT выходит 30 апреля. Вы еще можете приобрести как лимитированную “коробочную” версию издания (деревянная коробка с гравировкой включает в себя дигибук, эксклюзивную нашивку, футболку и 8 наклеек с балтскими орнаментами), так и обычный вариант. Коробка стоит 50 долларов (их всего 50), дигибук стоит 15. Вы также до 30 апреля можете заказать “пакет для фанатов” PRAGNAVIT, который включает в себя три диска – Skarby Źmiainaha Karala, Svietacjam и сплит с GYVATA — всего за 500 тыс. руб. / 25$.

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Читайте также:

комментария 2

  1. Как же долго я ждал эту работу.

  2. drunk dady:

    я думал только Варг умеет делать эмбиент,как оказалось ошибался.Безумно рад своему ошибочному мнению.Это нечто,просто шикарно.Беларуский андеграунд не умер благодаря таким людям,спасибо большое за полёт к истокам нашим древним!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *