ATARAXIA «Spasms»

Ataraxia
ATARAXIA
Spasms / Sous la Coupole Spleenetique du Ciel
Infinite Fog

В последний раз я видел легендарных ATARAXIA в Литве пару лет назад. Они завершали фестивальную программу, был глубокий вечер, холодало. В тот раз меня удивила публика, еще недавно плясавшая перед сценой и исчезнувшая в течение пары минут, как только зазвучала первая песня Франчески и ее коллег — на площадке осталось в лучшем случае пара сотен зрителей из бушевавшей всего пару минут до того тысячи. Причем едва ли не половина оставшейся аудитории состояла из приезжих, вроде меня. Весьма наглядный пример того, что не все йогурты одинаково полезны.

Впрочем, стоило ли ожидать какого-то иного исхода? Пожалуй, нет, ведь с далекого девяностого года итальянцы создают искусство, то самое, настоящее искусство. А в чем отличие этого самого искусства от массовой культуры, например? Очевидно, массовая культура хороша тем, что она массовая, то есть потреблять ее просто и комфортно. Это самое потребление со стороны аудитории не подразумевает приложения каких-либо усилий. Хотите слаще – будет вам слаще, решили взгрустнуть – все равно будет вам слаще. Ну а искусство не идет навстречу потребителю, мало обращает внимания на тот факт, что этот самый потребитель вообще существует на белом свете. Искусству нужен не потребитель, а собеседник, то есть человек определенных качеств, не абы кто. Обе стороны беседы должны быть интересны друг другу. Поэтому аудитории порой приходится прилагать некоторые усилия, расти, напрягаться, выбираться из привычной зоны комфорта и отправляться в места доселе неизведанные. Хочешь быть здоровым — правильно питайся и занимайся спортом, то есть напрягись: забудь про мягкий диван, немножко попотей, забудь про сладкое, немножко поголодай. Чтобы потом самому себе сказать «спасибо». Тоже самое происходит с нематериальной составляющей нашей жизни — чтобы насладиться искусством, например, нужно чем-то жертвовать. Кто-то скажет — музыка ATARAXIA для элиты, а не для плебса, потому, мол, народ и разбегается. Но мы ведь не металлисты, обожающие слово «элита», правда? Нет, музыка ATARAXIA для всех, просто не все готовы ее воспринимать. Да, в пьяном угаре под шашлычок такое не послушаешь, ровно как в переполненном автобусе с телефона после трудного дня… для того, чтобы ощутить всю прелесть нужно… да хотя бы для начала захотеть этого! Конечно, наслаждение музыкой ATARAXIA не подразумевает соблюдения совсем уж чудных ритуалов типа «надевай костюм и отправляйся с женой под ручку в филармонию», — в конце концов, мы не поклонники Третьего концерта Рахманинова, мы люди простые, порою даже из панелек на окраине. Но немножко попотеть все же придется: для начала хотя бы найти часок свободного времени, расслабиться на этот самый часок, забыть о заботах и настроиться на пульсацию волшебства… Согласитесь, мы говорим не о такой уж и большой жертве, но почему-то и ее для многих много…

Я отвлекся, вернемся к ATARAXIA. Новый альбом итальянцев, как вы поняли, не стал исключением из правила: мастера не отправились навстречу пожеланиям публики и остались верны себе, записав еще одну по-своему неповторимую, но при этом прекрасно гармонирующую со всем предыдущим материалом главу в книге, сотканной из утонченных фантазий, бескомпромиссной борьбы за хороший вкус и испепеляющей страсти к Прекрасному. Думаю, музыканты согласятся с тем, что Spasms не лучше, но и не хуже «привычного» альбома ATARAXIA: не любившие творчество итальянцев до сего момента, услышав новую пластинку, его внезапно не полюбят, ну а любившие, конечно же, лишний раз убедятся, что не зря некогда отдали свое сердце мастерам из солнечной Италии.

Если я все правильно понял, то альбом Spasms задумывался как своеобразное продолжение замечательного Paris Spleen. Помните такой, стилизованный под атмосферу парижских кабаре начала прошлого века? На этот раз музыканты не стали ничего стилизовать, а записали материал, на который, безусловно, вполне уместно навесить бирку «кабаре», но который звучит так, словно был записан «вживую» хоть неделю назад: такая музыка может звучать в Париже или Риме, в Нью-Йорке или Лондоне… Представьте себе небольшое «с историей» прокуренное заведение где-то вдали от кишащего туристами центра; чистые, но ветхие скатерти на поеденных жучками видавших виды столах; усталые обыватели, галдящие и попивающие недорогое вино или аж двойной виски с успевшими растаять кубиками льда… а на тускло освещенной сцене, обрамленной непременно красным занавесом, поет маленькая женщина с прекрасным голосом… Как-то так. Для нас, живущих в тех краях, где по питейным заведениям хорошая музыка не звучит, хорошая новость – чтобы проникнуться атмосферой грустного праздника и декаданса никуда ехать не нужно. Устраивайтесь поудобнее, на часик забудьте про суету, порадуйте себя чашечкой хорошего чая или бокалом вина, можно виски… а вы, товарищ, «Путинку» пока спрячьте, под нее вы будете другое слушать… ну и, конечно, включаем погромче Spasms!

Песни веселые и песни грустные, песни задорные и песни меланхоличные, в основном под гитару и пианино. Песни, которые вы услышите только на этой пластинке, и песни, которые навсегда войдут в золотой фонд ATARAXIA, то есть вы их непременно еще встретите на концертах… хороший получился материал, очень целостный и очень достойный. Среди композиций трудно выделить явных фаворитов, затмевающих собой остальных, и невозможно найти откровенно слабые работы, достойные лишь перемотки. Лично я бы упомянул меланхоличную балладу Donc, Je Dois Etre Morte, такую типичную для кабаре Dragged by the Mood, величественную Gloomy Sunday, доверительную Sous la Coupole Spleenetique du Ciel и, конечно, грозную This is No Country for Old Man.

Плохое? Даже не знаю, что плохого можно найти на этом релизе… разве что оформление подвело… с другой стороны, странная обложка компенсируется великолепной дизайнерской майкой, приуроченной к выходу пластинки…

ataraxia

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *