Интервью с OF THE WAND AND THE MOON

В октябре увидел свет долгожданный альбом датской неофолк-легенды OF THE WAND AND THE MOON. Десять лет, десять лет мы ждали новую полноценную работу Кима. Свершилось. Лично мне Your Love Can’t Hold this Wreath of Sorrow понравился. Скажу больше, я даже не раздумывал – брать или нет, и купил диск еще по предзаказу, не слышав полностью. Признаю – не прогадал. Пластинка OTWATM – одна из моих лучших покупок этого года. Хотя, если судить по комментариям, дорога, по которой отправился Ким, пришлась по душе не всем поклонникам группы. Кому-то на новых композициях не хватает ортодоксального неофолка.

Забавно, я помню времена, когда OF THE WAND AND THE MOON еще только появились, и тогда Кима обвиняли в отсутствии оригинальности и слепом копировании отцов-основателей жанра. Прошло более двух десятков лет, сегодня неофолк как стиль невозможно себе представить без OTWATM как музыкально, так и визуально. Но Ким не желает почивать на лаврах, он идет дальше, вперед. Я сказал «вперед»? Если вы бывали на выступлениях OTWATM, то наверняка видели надпись на гитаре музыканта – This Machine Kills Time (конечно, это очевидная отсылка к Woody Guthrie). Гитара Кима, его новый альбом действительно немножко «убили» время, отправив всех нас назад в прошлое, лет эдак на 30.

Как так получилось? Почему так вышло? Ким довольно подробно обо всем рассказал Райану Чапману (Ryan Chapman) в своем недавнем интервью для вебзина THE DREAMING METAL MUSE. Я решил, что нашим читателям будет интересно узнать, что думает об альбоме его создатель, поэтому перевел разговор на русский.

Большое спасибо Райану за то, что поделился свой работой с русскоязычными поклонниками OFWATM. Может оказаться, что после прочтения интервью многие из вас посмотрят на Your Love Can’t Hold this Wreath of Sorrow совсем другими глазами.

Итак, разговор Райана Чапмана с Кимом Ларсеном.

Привет, Ким. Спасибо тебе за то, что нашел время ответить на мои вопросы!
В начале нашего разговора мне бы хотелось узнать об истоках OF THE WAND AND THE MOON. С чего все началось?

Привет, Райан. Спасибо за вопросы. Давненько я не давал интервью, поэтому заранее извиняюсь, если некоторые из моих ответов покажутся короткими. Это похоже на то, когда ты блуждаешь в собственных мыслях, и вдруг кто-то появляется и озадачивает тебя вопросом. Ты застигнут врасплох.

Но я буду стараться.

Было время, я играл в doom-метал группе SATURNUS. Уже тогда я был увлечен музыкой типа той, что играют CURRENT 93, и экспериментировал с акустической гитарой. Ну и начал использовать свои апокалиптик-фолк опыты в музыке SATURNUS (наряду с doom-металом). В конце концов акустических идей и композиций стало слишком уж много для такого рода группы, поэтому возникла необходимость в чем-то более подходящем для воплощения всех замыслов. Да и остальные ребята не разделяли моих восторгов по поводу всего этого апокалиптик-фолк. Так что моим вполне естественным шагом стало создание собственного проекта. Поначалу я связался с дуэтом вокалисток, которые пели на старонорвежском. Но у нас оказалось мало общего. Мне хотелось чего-то более мрачного, я думаю. Поэтому по итогу я решил, что будет проще, если дальше я пойду в одиночку и начну все делать самостоятельно.

В разговоре ты упомянул, что стиль OF THE WAND AND THE MOON – это фолк для одиночек. Не мог бы ты рассказать подробнее, что за стиль такой – «фолк для одиночек»? Что он значит для тебя?

Это определение я услышал от своего сопродюсера Миккеля (Mikkel), который помогал мне записывать новый альбом. Мне кажется, так описывали творчество музыкантов типа Дэйва Биксби (Dave Bixby), Боба Тэйла (Bob Theil), Саймона Финна (Simon Finn) и т.д. Всех тех, кто сгинул во времени и был заново открыт лишь десятилетия спустя после того, как вышли их легендарные альбомы. Тем не менее, мне показалось, что такое определение действительно неплохо описывает то направление, куда я двигаюсь со своей музыкой и стихами. Я отчетливо понимаю, что моя музыка ушла совсем в другую сторону от той точки, в которой начиналась OF THE WAND AND THE MOON. Я даже не уверен, что мои новые песни по-прежнему уместно называть фолком. Конечно, что-то от исходного звучания все еще присутствует, но… да. На новых композициях сейчас много джазовых духовых. Больше настроения рока/фолка 60-х, я думаю. Мне трудно описать стиль нового альбома, если честно.

В любом случае, мне нравится такое определение…

Красной нитью в твоих музыке и стихах проходит тема любви, потерянной, обретенной снова и опять потерянной. Я заметил, что ты год за годом возвращаешься к этому сюжету. Что заставляет тебя рассказывать об этом снова и снова?

На самом деле в планах никогда не было ничего такого. Думаю, просто так получается само собой, такой уж я человек. Трудно сказать, что повлияло на череду всех этих рефлексий. Но, безусловно, личный опыт отразился на моих мыслях и музыке. Возможно, я просто пытаюсь вернуть миру то, чем он когда-то одарил меня мне… хаха.

Как бы ты описал свой процесс создания музыки? Может у тебя есть какие-то особые ритуалы? Или вещи, которые помогают писать музыку, искать новые идеи?

Нет, никаких ритуалов нет. Я должен быть в настроении, мне нужно захотеть взять в руки гитару или пробежать пальцами по клавишам, ну типа того. Иногда мне приходит на ум строка, что-то я могу увидеть в фильме – и появляются куплет или мотив. Но обычно я просто сижу с гитарой. Сочиняю музыку. После нее приходят слова. Название OF THE WAND AND THE MOON явилось ко мне в то время, когда я создавал музыку по ночам. Поначалу я был очень увлечен магией, рунами и т.д. Собственно, отсюда и отсылка к волшебной палочке (WAND).

В твоем творчестве много внимания уделяется природе и древней вере. Что привело тебя к желанию рассказать о них в музыке OF THE WAND AND THE MOON?

Мне кажется, этого было много лишь в самом начале. Я тогда читал про руны и магию. Мне это было интересно в то время. Сходить в королевскую библиотеку в Копенгагене, полистать книги про рунные камни, мифологию и все такое. Сейчас это больше личное, интуитивное, например, замечать знаки и руны в формах зданий. В новых текстах внимания таким вещам уделяется совсем немного.

Насколько важна для тебя и твоего творческого процесса Дания? Влияет ли она ключевую роль как источник вдохновения?

Мне кажется, она играет громадную роль, так как зимы здесь очень длинные и темные. Что очень сильно отражается на моем настроении. Они не очень полезны для моих депрессий. И, скорее всего, отражаются на моей работоспособности. Но кое-что все равно удается закончить.

Еще одна вещь, которую невозможно не заметить, – твое увлечение старыми черно-белыми фильмами. Иногда ты просто цитируешь их в своих песнях. Не хотел бы рассказать о своих фаворитах? Может что-то порекомендуешь читателям?

Думаю, эти фильмы просто необходимо было использовать. У меня настоящая ностальгия, если говорить о них. Я люблю работы Фрица Ланга. Так что кадры из фильма Шпион (Spione) просто просились, чтобы их использовали в каком-нибудь из видеоклипов. Ровно как фильмы Восход солнца (A Song of Two Humans), Блуждающий огонёк (Le Feu Follet), Здравствуй, грусть (Bonjour Tristesse) и т.д. Да и более поздние картины, например, Таксист (Taxi Driver) немало на меня повлияли. Я мог бы продолжить. В любом случае, похоже, что они идеально подходят к вселенной моей музыки.

OF THE WAND THE MOON уже давно является частью неофолк-сцены. Что ты думаешь об этой сцене? Твое отношение к музыкантам и группам, которые играли с тобой все эти годы?

Я действительно благодарен за все опыт и дружбу, которыми одарила меня эта сцена. Кроме того, люди, чьим фанатом я был, стали моими друзьями. Были просто волшебные моменты на этом пути, конечно. Но мне бы не хотелось останавливаться и заниматься самоповторами. Вещи рано или поздно меняются… так устроена жизнь.

Куда движется дарк-фолк сцена в наши дни? Твой альбом Nighttime Nightrhymes увидел свет в 1999 году. Как думаешь, многое ли изменилось с того времени?

Если честно, я не сижу и не размышляю о том, что изменилось в музыке за все эти годы. Может придет молодежь и поднимет факел, удивит нас. Кто знает…?

Я уверен лишь в одном – я горю желанием создавать свою музыку лучше и лучше. Для себя. В своем маленьком мире. Нравится она людям или нет.

Что было твоим главным вдохновением во время создания Your Love Can’t Hold This Wreath of Sorrow?

Я думаю, мои обычные спутники. Боль потеряной любви. Боль необходимости двигаться дальше в одиночестве. Ностальгия. Печаль. Воспоминания. Все радости этой жизни, хахаха…

Твой новый альбом пропитан едва ли не романтическим урбанизмом, что довольно разительно отличает его от предыдущих работ, которые были пронизаны очевидными симпатиями к природе, особым пасторальным духом. Что заставило тебя пойти в этом направлении?

Мне просто захотелось расширить вселенную своей музыки, прекратить блуждать по старым дорогам. Если честно, я словно отправляюсь в прошлое, во времена своего детства, к воспоминаниям и звукам, которыми я был тогда окружен. Ребенком я гулял с друзьями по всем этим заброшенным местам. Бегал там, где природа одолела бетон, где осталось твое сердце, где ты рос. В музыкальном плане, я думаю, на альбом повлияла коллекция пластинок моего отца. Сочный звук с басами. На записях из коллекции моего отца, которые я много слушал в детстве, было много тик-так баса. Сингл Je t’aime moi non plus Сержа Генсбура (Serge Gainsbourg) (с Jane B на обратной стороне). THE BEATLES Rubber Soul и Help. Фетиш со звуком трубы, я думаю, пришел из старого датского сериала En by i provinsen, который я часто смотрел. Там в начале, во вступлении звучит труба, звук которой засел у меня в голове. Мой отец был большим любителем джаза. Miles Davis и все такое. А еще в детстве я иногда записывал на свой кассетный магнитофон музыку и диалоги из фильмов с телевизора. Всякие там Escape From New York, The Warriors и т.д. Многое из всего того повлияло на меня.

Было бы интересно узнать причины, по которым ты написал песни Fall From View и Williamsburg Bridge. На мой взгляд, они идут против течения остального альбома, в хорошем смысле. Какое послание несут с собой эти композиции?

Williamsburg Bridge является своеобразным вступлением к Nothing For Me Here. А название песни – это дань уважения ночной прогулке с моим хорошим другом, Люком, по этому самому мосту в одну из поездок в Нью-Йорк много лет назад. Ну и, конечно, среди источников вдохновения были какие-то образы из детства, воспоминания, фильмы и так далее. А также неожиданная возможность оказаться в этом месте многие годы спустя.

Fall From View – своеобразная зачистка / очищение от депрессивных мыслей. Даже не знаю, как еще описать.

Труба звучит на многих композициях нового альбома (мне кажется, на The Lone Descent ее было заметно меньше). Что можешь рассказать про этот инструмент? Мне кажется, он просто идеально подходит к настроению и атмосфере нового альбома.

Много лет назад я встретил трубача по имени Bo Rande, он выступал с группой BLUE FOUNDATION. Он и сейчас там играет. Я попросил его поучаствовать на альбоме The Lone Descent, он согласился. Во время записи альбома я был в таком восторге от его игры, его техники, что сказал себе: «на следующем альбоме, который я буду делать, он просто обязан звучать на большем количествен песен». Поэтому я оставил побольше места на своих новых композициях для его трубы, для его соло. Не могу нахвалить Бо в достаточной мере. Все, что он записал в студии, можно было использовать. Требовалось только выбрать. Это так классно.

Есть ли на альбоме Your Love Can’t Hold This Wreath of Sorrow какое-то послание для слушателей? На что мы должны обратить внимание? Нужно ли нам о чем-то знать, начиная слушать альбом?

Хотелось бы верить, что люди просто получат удовольствие от музыки. Нет никакого послания, которое мне бы хотелось передать.
Это просто картина, которую я нарисовал. Наслаждайтесь тем, что на ней есть.

Если говорить об альбомах OF THE WAND AND THE MOON, какой из них твой самый любимый? А какой самый нелюбимый?

Новый альбом – мой самый любимый. Нелюбимых нет. Каждый родился в свое время.

На самом деле, я не слушаю свои старые записи. Ну если не считать игры их живьем. Для меня, что сделано – то сделано, я иду дальше, стараюсь делать что-то новое.

Чем ты увлекаешься кроме музыки? Есть ли какие-то неожиданные стороны Кима Ларсена, которые были бы интересны поклонникам?

Хаха… даже не знаю, что будет интересно. Я люблю гонять на велосипеде по улицам Копенгагена летом (которое слишком коротко). Иногда заезжаю в районы или на улицы, где никогда до того не бывал. Открываю для себя новые места города и его окрестностей.

Как бы ты описал свою музыку тем, кто не знаком с OF THE WAND AND THE MOON?

Это непросто для меня, так как я не музыкальный журналист. Возможно, я бы назвал ее меланхоличной музыкой, которая вдохновлена звуковыми дорожками 60-х и такими артистами как Lee Hazlewood, Serge Gainsbourg, THE BEATLES, фолком для одиночек и, конечно, дарк-фолком, неофолком и так далее. Как-то так, я даже не знаю…

И напоследок, твои заключительные слова нашим читателям.

Любовь создается мечтами, а мечты созданы из надежды, и надежда погубит мечты, а мечты погубят любовь! Но помните… слезы бесплатны!

В последние годы STGMT.MGZN не часто радует своих читателей лонгридами и интервью, поэтому я решил, что если гулять, так гулять. И отличный разговор Райана с Кимом мы дополним выдержками из интервью Кима датскому журналу Gaffa.dk. И вот после этого вы узнаете всю актуальную на данный момент информацию о OTWATM.

Киму задали вопрос про то, почему на создание нового альбома у него ушло целых десять лет? Его ответ был следующим: «Есть несколько причин, по которым все затянулось на столь долгий срок. Во-первых, я просто не хочу издавать по альбому в год, повторяя раз за разом то, что уже сделано. При таком маркетинговом подходе на альбоме находится место всего паре хороших треков, ну а остальное… Лично я стараюсь тратить деньги лишь на запись лучших песен, чтобы получался альбом, за который не стыдно, без каких-либо компромиссов. Конечно, если бы у меня был миллион на запись, я мог бы позволить себе всякие безумные вещи, и все выходило бы намного быстрее. Но я издаю музыку самостоятельно, нет никого с мешком денег. Нужно самостоятельно оплачивать все расходы. Так что и вопрос финансирования, конечно, не может не влиять на сроки…

Предыдущий альбом The Lone Descent создавался в очень трудный период жизни. Я даже думал, что он может стать для меня последним…»

Не окажется ли так, что следующая пластинка выйдет еще лет через десять? Ким успокаивает: «Я очень надеюсь, что нет. У меня осталось несколько песен, записанных для Your Love Can’t Hold this Wreath of Sorrow, которые не вошли в альбом. Я планирую издать их на расширенной версии пластинки, двойном виниле. Надеюсь, все произойдет в следующем году. Посмотрим. У меня есть идеи и видение того, каким должен быть следующий альбом. Но, безусловно, мне придется потратить немало времени на выступления в поддержку уже вышедшей работы, поэтому каких-то конкретных сроков записи пока нет. Я очень надеюсь, что на этот раз все займет не так много времени. Я живу в своем собственном ритме. Мне нравится зрелый сыр из Кловборга – создание всех хороших вещей в нашем мире занимает немало времени, хаха!»

Возможна ли коллаборация Кима с Anna Von Hauswolff? «Мы часто встречались с Анной, пока она жила в Копенгагене, и да, мы обсуждали возможное сотрудничество на новом альбоме OTWATM. К сожалению, слишком много всего невеселого происходит в последнее время… может когда-то в будущем. Я очень на это надеюсь!»

Ну а список из пяти самых важных для Кима альбомов выглядит следующим образом:

1. CURRENT 93 Thunder Perfect Mind
Этот альбом поразил меня и заставил подумать: «Вот та музыка, которую мне нужно узнать получше».

2. DEATH IN JUNE Rose Clouds Of Holocaust
3. DEATH IN JUNE But What Ends When The Symbols Shatter
DI6, пожалуй, является одним из главных источников моего вдохновения. Ледяная пустота и тексты, содержащие пессимизм, красоту и мрак, резонирующие со мной как ничто другое.

4. SERGE GAINSBOURG Je t’aime (Moi non plus) / Jane B (7″ сингл)
Сингл принадлежал моему отцу, и он достался мне в наследство. Я часто слушал его в детстве. Если кто-то задавался вопросом, почему бас на новом альбоме звучит так, как он звучит, – вот и ответ… услышанное в детстве остается с тобой навсегда.

5. THE BEATLES Rubber Soul
Трудно уместить все в пять альбомов. Rubber Soul тоже был в коллекции моего отца. Я часто его слушал. Мне кажется, я не могу жить без этого звучания 60-х / 70-х.

OF THE WAND AND THE MOON
Facebook | Bandcamp | Spotify | Купить альбом

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *