10 фильмов 2019 года, достойных вашего карантина

Мир потихоньку вымирает или уходит в карантин, поэтому у многих из вас, мои дорогие и еще живые друзья, наверняка уже появилось или вот-вот появится свободное время, которое нужно будет провести с пользой. И если вы решите посмотреть кино, то я подготовил запоздалую десятку если не лучших, то уж точно весьма заметных картин 2019 года, увидеть которые имеет смысл (правда, я не обещаю, что вам удастся досмотреть до конца каждую из них).

Начнем, как это не банально, с «Джокера» (Joker), которого вы наверняка уже видели (даже моя жена его посмотрела). Картина собрала целый букет самых важных кинонаград. О ней много (порой даже слишком) говорили.

Я «Джокера» посмотрел совсем недавно, более того, поначалу смотреть я его не собирался, потому что… ну, я считаю, что смотреть фильмы про супергероев – это как-то несерьезно и даже тупо. Супергерои – это ведь для непривередливых зрителей, которые смотрят боевики про раскладных роботов, семейные комедии и сериалы с полицейскими, да? Ну и когда мир захлестнула волна мемасиков про Джокера, я знал, что фильм смотреть не стану, как не смотрел картины про Бэтмэна, трансформеров и каких-то космических скунсов с бластерами. Но волна мемасиков не спадала, более того, фильм начали хвалить люди, мнение которых для меня имеет значение. В общем, я сдался и решил глянуть одним глазком. Фильм оказался на удивление неплох. Если убрать весь этот совершенно ненужный супергеройский антураж и декорации Готэма, то из «Джокера» вышла бы неплохая социальная драма, вполне сравнимая с «Падением» (Falling Down) или «Таксистом». Но для поколения миллениалов, понятно, реализм слишком невыносим, поэтому социальную драму посыпали сахарной пудрой комиксов, и таксист превратился в клоуна. Кстати, у «Джокера» очень много общего с «Таксистом», и временами авторы нового блокбастера буквально цитируют шедевр Скорсезе. Вы ведь это тоже заметили?

Вы скажете, что «Дом, который построил Джек» (The House That Jack Built) вышел в 2018 году, поэтому его в моем списке быть не должно. Это так. Но я, увы, по фестивалям не езжу, на премьерах не бываю, поэтому для меня, как и для большинства простых людей, картина стала доступной лишь в начале 2019 года. Именно поэтому она в списке (как и некоторые другие из него).

«Дом, который построил Джек» – новая работа Ларса Фон Триера, одного из моих самых любимых режиссеров. Фильм ожидаемо оказался шедевром. У фильма ожидаемо получилось шокировать – сцена охоты стоит у меня перед глазами до сих пор. Впрочем, если говорить о работах Фон Триера, то, мне кажется, «Джек…» – самая понятная картина мастера, скажем так. Понятная в том смысле, что если обычный человек, далекий от всех этих ваших артхаусов, ее посмотрит, то он хотя бы поймет, про что фильм. Не все, конечно, но поймет. Простой зритель увидит деревья. Ну а при желании и некоторой подготовке, как заведено у Фон Триера, в «Джеке…» можно увидеть не только деревья, но и лес. Смотреть там есть на что – картина многослойная и многомерная, поэтому фильм про серийного убийцу может оказаться не только фильмом про серийного убийцу.

Раз уж мы заговорили про серийных убийц, то я бы хотел упомянуть фильм Фатиха Акина «Золотая Перчатка» (Der Goldene Handschuh). Картина рассказывает о серийном убийце из Гамбурга по имени Фриц Хонка. В наше время в кино серийные убийцы изображаются чуть ли не полубогами: они могут рассуждать о философии стоиков и итальянской поэзии 16-го века, одной рукой наигрывая третий концерт Рахманинова, а другой готовя блюда молекулярной кухни из мозга очередной жертвы. В «Золотой Перчатке» ничего подобного нет. «Золотая Перчатка» – это дешевая водка, трупная вонь, гнилые зубы, пожилые бляди и хуй без эрекции.

Тошнотворный своим реализмом фильм про безысходность бытия. Но по-своему замечательный.

Давайте на минуточку представим, что Тарковский дожил до наших дней и ему захотелось снять фильм ужасов. Каким был бы этот фильм? Мне кажется, если бы нечто подобное произошло, то мы бы увидели картину, похожую на следующего участника нашего списка – фильм Лукаса Файгелфелда «Ведьма» (Hagazussa: A Heathen’s Curse). Для тех, кто фильма еще не видел, – даже не пытайтесь его смотреть, если вы находите работы Тарковского скучными и затянутыми. «Ведьма» крайне нетороплива. Но нарочитое спокойствие фильма, как и установлено законами жанра, — это спокойствие перед бурей. Финал многих просто шокирует. Ну а по сюжету перед нами история женщины 15-го столетия, живущей где-то в Альпах. Соседи считают ее ведьмой.

Продолжим тему ведьм и язычества – поговорим про «Солнцестояние» (Midsommar). Фильм скандальный, фильм шумный. Если вы погуглите «лучшие фильмы 2019 года», то наверняка увидите фильм в списке. Если вы погуглите «худшие фильмы 2019 года», то скорее всего он будет и там. Картина Ари Астера очень неоднозначна. Одни ее хвалят, другие проклинают. Почему фильм в моем списке? Начнем с того, что по форме «Солнцестояние» – фолк-хоррор, а фолк-хоррор а наши дни снимают не так уж и часто. Ну не смотреть же по десятому разу «Плетеного человека», да? А «Солнцестояние» сняли неплохо, причем по самым строгим канонам жанра – здесь тебе и руны, и древние культы, и жертвоприношения, даже тема сисек раскрыта. Еще один момент: Ари Астер – режиссер специфический, он снимает для миллениалов. Сейчас его называют одним из самых интересных представителей пост-хоррора, а там, где есть приставка пост- , нужно искать скрытый смысл. Поэтому если отвлечься от фолк-хоррор упаковки, то «Солнцестояние» – это прежде всего фильм про отношения.

Следующая картина в нашем списке – новая работа легендарного представителя «нового французского экстрима» Гаспара Ноэ «Экстаз» (Climax). Треть фильма ты думаешь, что смотришь репортаж с вечеринки, треть фильма – что тебе решили скормить комедию про наркотики и алкоголь, а треть… в общем, по итогу ты понимаешь, что с самого начала знал, чем все это окажется, и все оказалось все тем же «новым французским экстримом». Причем градус безумия картины все равно поражает, хотя ты вроде бы и привык к холодному цинизму образов Ноэ. Меня финал картины просто раздавил тяжестью своей обыденности.

«Дитя робота» (I Am Mother) австралийского режиссера Гранта Спьютора – самая малобюджетная картина в этом списке: минимум актеров, минимум декораций. По сюжету перед нами «Терминатор», в котором роботы все-таки победили человечество. Любители фантастики должны оценить необычность сценария, которая с лихвой оправдывает скромность производства.

«Соловей» (The Nightingale) – новая работа Дженнифер Кент, еще одной представительницы пост-хоррора, известной ценителям фильмов ужасов по неплохому и довольно страшному фильму «Бабадук». На этот раз режиссерка сняла исторический фильм с легкой долей феминизма (ну куда же без феминизма в наше-то печальное время?). Картина рассказывает о трудной доле женщин (и ирландцев с аборигенами) в Австралии 19-го века. Много живописного ультра-насилия (вплоть до убийства младенцев). Ну и раз в кино присутствует феминизм, то страдать, конечно же, будут белые хуемрази.

«Маяк» (The Lighthouse) – мой персональный фаворит 2019 года. Фильм идеален как по форме, так и по содержанию. Роберт Эггерс, известный ценителям ужасов «Ведьмой» (не той, что в нашем списке, а той, где козел разговаривал), снял настоящий лавкрафтовский эталон, при том, что сценарий «Маяка» к Лавкрафту прямого отношения не имеет. По форме – это аутентичный фильм эпохи черно-белого кино, причем его снимали на настоящую монохромную 35-мм пленку, то есть здесь даже размер кадра оригинальный – с пропорцией 1,2х1, и никаких тебе зеленых экранов и технологии Unreal Engine. Главные роли исполнили Уиллем Дефо и Роберт Паттисон. Да, как это не странно, но Паттисон оказался отличным драматическим актером. Водка, русалки, плохая еда, мастурбация и карантин – собственно, картина в какой-то мере про нас и наши дни. В общем, можете посмотреть на себя со стороны.

Завершаю свой список заслуживающих вашего внимания фильмов сериалом «Звездные Войны: Мандалорец». Вы наверняка заметили, что я насоветовал вам какой-то безысходной черни, да? Чтобы хоть немного подсластить пилюлю предлагаю посмотреть новый сериал из вселенной Звездных Войн – «Мандалорец». Я очень люблю «классические» «Звездные Войны» (с Харрисоном Фордом и Кэрри Фишер) и совершенно не приемлю новые части эпоса, увидевшие свет в последние десятилетия. Поэтому, как и в случае с «Джокером», я не стал бы смотреть «Мандалорца», если бы не прочитал, что сериал снят в эстетике классических эпизодов саги. Ладно, думаю, попробую. Попробовал и залип – пока не посмотрел все серии, не остановился. Сериал действительно очень похож на оригинальные эпизоды – как по картинке, так и по стилю повествования. «Мандалорца» без всякого преувеличения я бы назвал лучшим сериалом 2019 года.

На сим завершаю свой топчик. В комментариях можете делиться своими фаворитами – вдруг я (или кто-то еще) пропустили нечто действительно интересное.

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.