СЛАВЯНЕ: Сборник славянской этнической музыки. Выпуск второй

slavs2СЛАВЯНЕ: Сборник славянской этнической музыки. Выпуск второй
Культурный фонд Скифский Рог

Уж не знаю, зачем господин Шептунов дал мне на рецензию этот диск, ведь он прекрасно осведомлен, что к сказкам про родноверие и славянское братство я отношусь цинично-скептически. Ну а тут сборник, который является не столько продуктом искусства, сколько агитационным материалом, пропагандирующим идеи некоего культурного фонда «Скифский Рог», более того, пластинка идет приложением к «первому общероссийскому полноцветному глянцевому журналу» Родноверие. Только вдумайтесь в титул: полноцветный глянцевый… Мамадарагая.

Но раз диск дали, то надо про него что-то написать. Тем более что диск-то в общем неплохой, да и группы не виноваты в том, что их песни собрали для того, чтобы проиллюстрировать некие странные теории.
Но раз уж пластинка идет как приложение к журналу, то, пожалуй, начну разговор о музыке с мыслей о самом предмете компиляции. Идея о неком славянстве как общности различных народов всегда была инструментом имперской политики Росси. Нужно, например, Москве захватить Полоцк — тут же начинаются разговоры о братьях-славянах, которых якобы угнетают латиняне. Потом война, оккупация, взорванные храмы и вспоротые брюшины этих самых братьев-славян, которых еще недавно собирались спасать… Захотелось людям в Кремле присоединить к себе Польское королевство — и снова из сального ордынского кармана извлекается плохо пахнущая сказка о славянском братстве… ну а дальше опять вспоротые брюшины, пожары, грабеж… Славянство — удобная теория, когда не особо напрягаясь нужно найти повод напасть на соседа. В последнее время Россия все реже задумывается об империи, соответственно все эти чудесные теории заброшены на пыльную полку с ненужным инструментом. Но сотни лет промывки мозгов не прошли даром, так что то, что вчера было прерогативой государства, сегодня все еще актуально для различных маргинальных групп.
Современная наука давно доказала то, что итак было понятно любому здравомыслящему человеку. Нет никакого славянского народа. Те же русские, украинцы и беларусы — совершенно разные люди, причем различаются они как цивилизационно, так и генетически. Как могут быть родственниками беларусы, например, и болгары? Или поляки и хорваты? Все, что объединяет все эти различные народы, — это общность языка. Тюрки-болгары, балты-беларусы, финно-угры-русские просто волею исторического случая разговаривают на похожих языках, поэтому говорить о каком-то единстве говорить некорректно. Сам ход истории показывает, что «родственные» славяне постоянно ведут себя как-то не по-братски: то поляки устроят войну с Россией, то болгары-братушки вдруг примут сторону совсем неродной Германии… продолжать можно долго. Не будь у совершенно разных народов похожих языков, никто никогда бы и не заикнулся о неком братстве. Но что такое язык? В некоторых странах Африки говорят по-французски, но ведь это совсем не значит, что негры и французы — один народ. Так что сборник музыки, исполнители которого объединены лишь принадлежностью своих языков к одной языковой группе, так же научен, как сборник, например, с музыкой групп, чьи барабанщики ходят в туфлях одного размера. Нужно сказать, даже рассматриваемый сборник — яркое подтверждение тому, что у якобы родственных славян нет ничего общего. Просто послушайте песни разных народов, выводы будут очевидными. В общем, политическая часть рецензии закончена.
Теперь про музыку. Если закрыть глаза на идеологическую окраску компиляции, то как музыкальный продукт она более чем хороша. Любители фолка должны получить от Славян удовольствие: красивые песни, яркие музыканты, профессиональное исполнение. Есть здесь место и для блеклой меланхолии HVARNA, так характерной для балтов и беларусов; и для средиземноморских мотивов хорватов SAVSKI VALOVI и ZAGREB-MARCOVAC; и для восточных мелодий сербов ИЗВОР или, например, болгарки Евгении Георгиевой; и для грубого веселья чехов SVEJK-BAND… Много групп, много интересной музыки. Сборник вышел в России, так что было бы странным, если на нем не нашлось места для русской музыки: присутствуют здесь и MOON FAR AWAY с красивейшей песней Экой Ваня, и лубочные родноверы АЛАТЫРЬ, и очень понравившиеся мне сибиряки ВЕДАНЪ КОЛОДЪ с какой-то дикой песней про язычников, практикующих инцест.
Если подвести итог, то диск советую срочно погрузить в плеер, а политику выбросить в мусорку. Как по мне, так лучше радоваться разнообразию культур, чем пытаться создавать околонаучные теории, пытающиеся совместить несовместимое.

Поделиться:

Stigmata

Главный редактор

Читайте также:

комментариев 14

  1. Насчёт того что Славянские народы друг другу не родня ты не прав, просто кое кому выгодно было стравливать между собой народы такая стратегия «разделяй и властвуй» работает до сих пор

    • Гандурас:

      Эту байку про славянское единство придумали польско-московские империалисты, что бы обосновать свои имперские претензии на наши беларуские земли.

    • Stigmata:

      Желания устраивать на этом сайте исторические диспуты я не собираюсь. Каждый остается при своем мнении.

  2. Anonimous Sapiens:

    ну понеслась **зда по кочкам 😀
    а сборнник надо послушать…

  3. Ярик:

    А можно ссылки на конкретные случаи доказательства современной наукой того, что якобы понятно любому здравомыслящему человеку? А также на конкретные случаи понимания этого здравомыслящим человеком. И список здравомыслящих человеков заодно. А то, знаете ли, разбрасываться громкими фразами типа «современная наука давно доказала» и «понятно любому здравомыслящему человеку» можно сколько угодно, только вот обычно на самом деле за ними ничего, кроме субъективного мнения автора, не стоит. А навязывать своё личное мнение, прикрываясь современной наукой (которая сама при этом не в курсе, что она, оказывается, что-то там давно доказала) совсем не хорошо, уважаемый.

    • Stigmata:

      Честно говоря, убеждать кого-то в чем-то я не собираюсь. Хватает материала по этой теме — сами найдете. Впрочем, я уверен, что вы этот материал видели, но вам проще верить в свои сказки. Это музыкальный сайт, превращать его в платформу для бульбасрача я не намерен.

      • Ярик:

        Нет, не видел, хоть убейте. Научного материала. Политический видел, научного — нет. Научного материала полным-полно в библиотеках — книги по истории, этнографии, народному творчеству, да даже сборники народных сказок — но он как раз говорит против вашего заявления. В силу каких-таких «исторических обстоятельств» сложился схожий язык? Почему на этом языке поются схожие песни? Почему танцуются схожие танцы? Почему на одежде одинаковая вышивка? Почему верили в одних и тех же языческих богов?
        Вот только не модно сейчас научный материал искать. Он трудный для понимания, и вообще в нём букаф многа. Вот политические статейки в инете про имперские амбиции, бульбо-, хохло- и прочий срач — это гораздо легче и веселее. Скоро наш народ вообще ничего, кроме них, читать не будет. Ну разве что ещё Пелевина.

        • Stigmata:

          Где вы искали? Возьмите книгу «Беларусь в генетическом пространстве» — там показано, что беларусы и русские отличаются генетически. Возьмите исследования кухни — совершенно различные блюда. Возьмите фольклор и распространение музыкальных инструментов — тоже самое. Просто купите журнал DRUVIS — там вполне доступно все написано. Это я только о беларусах говорю. А возьмите поляков, хорватов, чехов, болгар — там материала вообще горы.

          Ну а лучший способ — купите билет и съездите в Беларусь, Польшу, Хорватию, Чехию, Болгарию и просто посмотрите, как люди живут. Совершенно разные культуры.

        • В силу каких-таких “исторических обстоятельств” сложился схожий язык?

          Праз працэс хрысьціянізацыі і станаўленьня раньніх дзяржаваў. Патрэбная была пісьмовая мова, а яе ў рэгіёне мелі толькі славяне (баўгарскія). Так lingua franca гарадзкога насельніцтва, родная мова для нейкай часткі гараджанаў, робіцца распаўсюджанай на ўсё насельніцтва, незалежна ад этнасу. Гэта калі вельмі коратка. Чытайце, напрыклад, першы літаральна раздзел першага тому капітальнай працы Амельяна Прытсака (Pritsak, O. The Origin of Rus’ Vol 1: Old Scandanavian Sources Other than the Sagas / O. Pritsak. – Cambridge: Harvard University Press, Harvard Ukrainian Research Institute, 1981. – 850 p.).

          Почему на этом языке поются схожие песни?

          Спасылкі ў студыю на дастаткова архаічныя падобныя песьні. Падабенства можа вытлумачвацца і элемэнтарнай пераемнасьцю ад аднаго суседняга народу да іншага. Я, прызнаюся, слаба знаёмы з фальклёрам той жа Баўгарыі, але маё невялікае знаёмства зь ім асаблівых падабенстваў зь беларускім ня выявіла.

          Почему танцуются схожие танцы?

          Гл.папярэдні пункт.

          Почему на одежде одинаковая вышивка?

          Вышыўка розная бывае нават у розных рэгіёнах аднаго народу. Я, зноў жа, не спэцыяліст, але наколькі чуў, мяжа між Беларусьсю і Расеяй, скажам, даволі выразная праводзіцца, прыблізна за Смаленскам, калі стыль вопраткі і ўзораў кардынальна зьмяняецца.

          Почему верили в одних и тех же языческих богов?

          Гэта ў якіх? Тэнгрыйскія культы ў баўгараў нешта агульнае маюць з ваданічнымі культамі Эўропы? — Так, маюць — гэта культы ваярскіх групаў. Але паходжаньне іхнае рознае. Гэта як прыклад.
          І, да таго ж, мы настолькі мала ведаем наконт таго, у што яны там верылі, што цяжка ўогуле рабіць якіясьці больш-меншы канкрэтныя высновы.

          Гэта беспасярэдне па вашых заўвагах. На гэтым дыскусыю не па тэме дазвольце спыніць, бо, як слушна заўважыў пан Ігар, сайт музыкальны, а не гістарычны.

  4. «Не будь у совершенно разных народов похожих языков, никто никогда бы и не заикнулся о неком братстве. Но что такое язык? В некоторых странах Африки говорят по-французски, но ведь это совсем не значит, что негры и французы – один народ.» — ну просто УБИЙСТВЕННЫЙ аргумент!!))))))) это просто пример до каких нелепых сравнений может довести определённая риторика. да лучше только про музыку..)

  5. Питерец:

    абсолютно не понятен мотив срача: почему «малые и гордые» пытаются всеми способами отвертеться от участия в «славянском братстве» (вроде членские взносы за участие в виде русоголовых детей и дев непорочных вносить не просят)? почему кровавые маскали пытаются туда затащить жителей стран «победившего фолка»? может кто-нить объяснить? или тут токмо истины для и ничего кроме? однако ж без фиги в кармане тут не обошлось, и это осознают обе стороны))

    • Питерец:

      вообще тупая добродушность маскалей не может, вероятно, не раздражать — тут вроде растрогаешься, вспомнишь детство, мы де с папой в Минске жили, он у меня был цепным псом кровавого режима, и жили мы в доме битком набитым такими псами и их щенятами разных национальностей, вот братство было, вспомнишь, прослезишься.

      а в ответ уже лезет «свидомый», у которого дома на полочке стоит заветная книжица (у всех разные) — не брат ты мне гнида маскальская.

      ну, не брат и не брат. и хуй с тобой.

  6. polarlicht:

    ну.., хз конечно. но мне нравится, когда приезжая в другое государство, я встречаю там братьев-славян вроде бы совсем другой национальности. и, кстати, приятно удивлен был, когда узнал, что у русских так много родственных национальностей по всему миру…

  7. seez:

    Да !!! Stigmata Я в обще живу рядом с Мордвой и Татарами! Город Пенза ,да и название города не Русское.C Мордовского
    Пенза — конец пути ! Хотя , если бы не развал совка и родители не развелись!Был бы я Литовским мальчиком !!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *