Атлас неофолкера: Туманный Альбион

Первая часть обзора региональных неофолковых школ.

Эту серию материалов я задумал в момент, когда меня подбивали сесть за статью об итальянской неофолковой братии. Само предложение мне понравилось, но я чувствовал, что еще не готов копнуть достаточно глубоко в эту тему. И решил для «заточки лопаты» сделать серию из 4-5 материалов, посвященных неофолковой сцене если и не каждой страны, где она существует, то хотя бы «знаковых» регионов для этого направления. Большой материал по региональным «школам» собрал камрад Zangezi в своей статье «Dark folk: ночь в раю», однако с момента ее публикации прошло уже довольно много времени по меркам музыкальной сцены, к тому же, та статья имеет цель не столько познакомить читателя с неофолковыми коллективами различных государств, сколько проследить историю развития течения в целом. Данная же серия текстов направлена именно на ознакомление читателя со всем многообразием проявлений, с многоликостью «нового фолка» и его региональными особенностями. В этом «путеводителе» я не ставлю перед собой задачу осветить абсолютное большинство неофолковых коллективов, в списках будут упоминаться лишь те, которые, по моему мнению, лучше всего характеризуют ту или иную страну, являются ключевыми фигурами на национальной сцене.

Постоянные читатели Стигматы вряд ли найдут здесь что-то новое для себя, поэтому я бы назвал эту серию текстов своеобразным F.A.Q. для новичков, недавно открывших для себя это музыкальное направление.

И логичней всего было бы начать с места, где неофолк (ладно, будем исторически точны – дарк фолк) зародился – с Британии. Итак, добро пожаловать на Британские острова.

Crisis

Crisis

Сколько материалов уже было написано про трио отцов-основателей неофолкового направления в музыке – со счета сбиться совсем просто. Однако не упомянуть о них нельзя. Итак, знакомьтесь (снова, ага) с Дэвидом Тибетом и его проектом CURRENT 93, Дагласом Пирсом из DEATH IN JUNE и Энтони Уэйкфордом (SOL INVICTUS). Тибет принимал участие в проекте PSYCHIC TV, а последние двое начинали в  панк-группе CRISIS, которая вскоре переродилась в DEATH IN JUNE. О каждом по порядку.

David Tibet

David Tibet

Проект CURRENT 93 отнести к неофолку можно лишь с определенной оговоркой, потому как творчество Тибета очень многогранно и меняется буквально от альбома к альбому. Начинал он в 80-е с мрачных индустриальных полотен на темы различных оккультных практик и религиозных учений.Само название CURRENT 93 отсылает к учению Алистера Кроули, в котором число 93 носило важную символическую роль. Работы середины 90-х годов больше всего походят на традиционный неофолк, современные же пластинки представляют собой совершенно уникальный продукт, слабо поддающийся какой-либо жанровой классификации. За это самое авторское видение музыка Дэвида была вынесена в отдельный жанр – apocalyptic folk, к которому позже присоединились некоторые другие коллективы.

Duglas P.

Duglas P.

Даглас Пирс, покинувший родную Европу и ныне обосновавшийся на другом конце света – в Австралии, в своем проекте DEATH IN JUNE (название – отсылка к дате расстрела Гитлером штурмовиков Эрнста Рема в июне 1930 года), в котором поначалу участвовал и Тони Уэйкфорд, затрагивает темы общественно-политических течений XX века, знаковых событий того времени, главным из которых является Вторая Мировая война и всё, что связано с ней и ее участниками. Подчас творчество DI6 носит провокационный, показно-«нетолерантный» характер, за что выступления его не раз запрещались, а сам Даглас обвинялся в сочувствии нацизму. Однако обвинения эти кажутся обоснованными лишь людям, недостаточно глубоко вникающим как в историю двадцатого века, так и собственно в лирику британца. Скорбь о погибающей культуре некогда Великой Европы, размышления о месте человека в современном мире – вот что скрывается под внешней оболочкой мизантропии. Звучание DI6 сочетает в себе акустическую гитару, ударную секцию, часто всё это «упаковано» в индустриальный саундскейп, нередко использование сэмплов из старых фильмов и архивных аудиозаписей. Даглас Пирс считается основателем течения дарк фолка.

Tony Wakeford

Tony Wakeford

Энтони Уэйкфорд со своим проектом SOL INVICTUS (Непобедимое Солнце) решил уйти в леса, в связи с чем значительную нишу в его творчестве занимают темы язычества, древних традиций, взаимоотношений человека с природой. Тема потерянной Европы и умирающего Запада также не чужда ему, как и Дагласу Пирсу, только рассматривает он ее с иного ракурса. SOL INVICTUS можно считать «изобретателем» собственно неофолка – музыки, в которой большую роль играют темы природы и человека, старинных забытых традиций. Для музыки Тони Уэйкфорда характерно использование акустической гитары, мощной секции перкуссий, нередки смычковые инструменты. Эта формула приглянулась многим последователям британца, «немецкая» школа неофолка, например, строится по большей части именно на основе звука акустической гитары и иных живых инструментов, но об этом поговорим в одном из следующих материалов. Помимо основного проекта Энтони выпустил несколько пластинок под другим «именем» – в проекте L’ORCHESTRE NOIR он изучает неоклассические ходы, весьма небезуспешно, надо сказать.

Ian Read

Ian Read

Еще один ветеран дарк фолка – Иэн Рид и его FIRE + ICE. Проект родился в 1991 году и является практически ровесником SOL INVICTUS. И это неспроста, ведь господин Рид ранее отметился и в CURRENT 93, и в DEATH IN JUNE, да и с Тони Уэйкфордом тоже активно сотрудничал. Что можно сказать о музыке? Это проникновенный, местами печальный, местами возвышенный дарк фолк с явным влиянием традиционной кельтской музыки. Эзотерика, традиции, руны, магия – всё это отражено в музыке FIRE + ICE. Интерес Иена Рида к оккультным темам ярко иллюстрирует его сотрудничество с Фреей Асвин (Freya Aswynn) – шотландской “жрицей Одина”. Последний, на данный момент, альбом BIRDKING вышел в далеком 2000 году.

Проект выходца из DI6 Патрика Легаса, 6COMM, представляет собой продолжение идей своего прародителя. Музыка 6COMM лежит на стыке пост-панка и фолка, местами прослеживаются отголоски готической этники DEAD CAN DANCE. Проект также отметился совместной работой с госпожой Асвин.

Ну-с, с грандами и титанами «нового фолка» разобрались. Но и помимо них есть на туманном Альбионе если не равные по величине, то весьма достойные продолжатели.

NAEVUS

NAEVUS

Одними из таких продолжателей и «развивателей» являются (точнее являлись до распада в 2010 году) NAEVUS. Двое постоянных участников проекта, Ллойд Джеймс и Джоан Оуэн, создали в своих песнях непередаваемую словами атмосферу одновременного упадка, конца и в то же время возрождения духа. Начав с апокалиптического фолка на первых работах, англичане с каждым альбомом всё больше включали в свою музыку элементы рока, в некоторых моментах они несколько похожи на DI6, однако коллектив имеет собственное лицо, которое наверняка придется по вкусу многим любителям дарк фолка.

Заигрывания с рок-музыкой характерны и для формации OSTARA. В ранней своей инкарнации (проект назывался тогда STRENTH THROUGH JOY) они играли нечто очень близкое по духу к все тому же DEATH IN JUNE, что и не удивительно – их лично поддерживал Дуглас П. В новом же виде OSTARA не стесняется использовать и поп-роковые элементы в своей музыке (за что многие изгоняют коллектив с неофолковой сцены).

Matt Howden

Matt Howden

Ни в коем случае нельзя обойти вниманием проект Мэтта Хаудэна SIEBEN. Будучи скрипачом, Мэтт строит свои композиции именно на этом смычковом инструменте. Музыка SIEBEN представляет собой гармоничное сочетание сыгранного «вживую» неофолка и неоклассики. Песни Мэтта Хаудэна несут в себе светлую грусть и отстраненность от современного мира с его проблемами, но, в то же время, решимость встретить эти проблемы и пережить их, сохранив традиционные ценности европейской культуры. Помимо работ под этикеткой SIEBEN, Мэтт выпустил несколько сольных пластинок (Matt Howden).

Andrew King

Andrew King

Одной из ярких фигур на современной британской пост-индустриальной сцене является Эндрю Кинг (ANDREW KING). Автор-исполнитель, художник, фольклорист, он отметился и в SOL INVICTUS, и CURRENT 93, и во многих других проектах. Сольная карьера Кинга заслуживает не меньшего внимания. Зачитывая стихи английских поэтов прошлых столетий, исполняя традиционные британские песни, он никогда не изменяет своей манере исполнения, для которой характерен минимализм. Он часто выступает а-капелла, то есть без музыкального сопровождения, часто – под индустриальные звуки. Фактически являясь ученым-фольклористом, для Эндрю Кинга в слове «неофолк» бо̀льшее значение играет «фолк», нежели «нео». Если вы интересуетесь историей Британских островов, их фольклором и традиционным творчеством – ни в коем случае не игнорируйте этого замечательного человека.

WSD

WSD

Говоря о неофолковой сцене Британии, нельзя не сказать хоть нескольких слов о таком явлении, как WORLD SERPENT DISTRIBUTION. Как следует из названия, это не группа, а музыкальная организация, которая объединила множество независимых лейблов по выпуску дисков пост-индустриальных проектов. Образована WSD была в начале 90-х годов уже знакомыми нам Дагласом Пирсом, Дэвидом Тибетом, а также Джоном Бэлансом из формации COIL. Несмотря на совершенно разные по характеру и звучанию работы, выпускающиеся на лейблах, входивших в WSD, все их объединяет общая концепция Конца и близящегося Апокалипсиса. Расцвет этого музыкального объединения пришелся на 90-е годы.  В 2004 году WORLD SERPENT DISTRIBUTION объявили себя банкротами. За время существования этого объединения было выпущено множество прекрасных дисков групп со всего мира, которые сегодня считаются уже классиками и эталонами качества на пост-индустриальной сцене.
На этом мы прощаемся с туманными берегами Британии. Будучи страной с чрезвычайно крепкими традициями, Британия сильнее многих европейских стран сопротивляется глобализации и вторжению «общечеловеческих» ценностей в свою культуру, складывавшуюся веками. Всё это не могло не найти отражения в музыке. Став колыбелью для всех трёх изначальных направлений «нового фолка», она и по сей день не роняет свой флаг.

А в следующий раз мы посетим Германию, Австрию, Данию и некоторые другие «родственные» в культурном смысле государства.

Поделиться:

fixit

Почти главный редактор

Читайте также:

комментариев 13

  1. DeepSpace:

    спасибо за труд.
    но хотелось бы глубже, вплоть до деталей, до переводов иноязычных источников.
    тогда бы эта серия статей действительно была отменной.
    вот “ночь в раю” – действительно хорошая статья, которая жить будет столько же как и “Gothic F.A.Q” и “Industrial F.A.Q”. уверен в этом.

  2. Anonimous Sapiens:

    Настолько глубоко у меня вряд ли получится, но буду стараться. Серия уже почти закончена, надо только кое-что поправить. В следующих обзорах подробностей больше, это да. Просто по десятому разу писать о святой троице Пирс-Тибет-Уэйкфорд смысла не вижу.

  3. Stigmata:

    Представляем вашему вниманию первую статью из задуманного цикла. Просьба не ругать камерада Anonimous Sapiens за неточности – это для него пробный камень. Конструктивная критика приветствуется – статья будет дорабатываться, вернее уже начала дорабатываться.

  4. Незваный Ghost:

    Тибет никогда не был участником Crisis, но был в раннем составе Psychic TV.

    WSD был основан в 1990 года 1990s David Gibson, Alan Trench и Alison Webster. Pearce вроде название придумал.

    “на сегодняшний день WORLD SERPENT DISTRIBUTION переживает не лучшие времена” — это точно 😀

    Инфу поправьте, на дворе 2011. Вас же дети читают!

    – – –

    На мой скромный взгляд при обзоре dark folk сцены Британских островов, необходимо упомянуть Eyeless In Gaza и сольные работы Martyn Bates. Слава богам, они не принимали участия во всем этом балагане с рунами и гитлерами, но музыка и голос у Мартина безумно красивы.

    http://www.youtube.com/watch?v=ZeDL6PRKOWg&feature=related

    • Stigmata:

      Eyeless In Gaza как часть неофолка – повеселил…

      • Незваный Ghost:

        Альбомы 90х вполне можно впихнуть в данный стиль с теми или иными отклонениями, да и дистро в то время для них делали WSD. О сольных работах Бэйтса думаю вообще нет смысла спорить. Так что вместо того, что бы зубоскалить, идите с камерадом работу над ошибками делайте.

  5. Eyeless In Gaza не играли неофолк…

  6. ну да…ведь даркфолк вообще “вышел” из пост-панка

  7. NightRaven:

    Мартин Бейтс кстати да.. А также Orchis и другие проекты Тренча, включая Twelve Thousand Days с тем же Мартином.

    Вот кто бы про современную фолк сцену Британии написал.Cold Spring’овские сборники “John Barleycorn Reborn” и недавний “We Bring You A King With A Head Of Gold” очень хорошие.

  8. Гоша Куценко:

    Orchis и Twelve Thousand Days многого стоят! хотя бы из за них можно Байтся упомянуть…

  9. Orchis и другие проекты Тренча.. – статья же для новичков! но считать Eyeless In Gaza неофолком это конечно полный идиотизм, тут сомневаться не приходится. балаган с рунами и гитлерами у тебя В ГОЛОВЕ идиот. neofolk – это эстетико-идеологический феномен, в котором эстетика напрямую связана с определённой идеологией. смотреть на это с чисто эстетической точки зрения – значит оценивать это с точки зрения обыкновенного меломана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *