Атлас неофолкера: Vaterland

Вторая часть обзора региональных неофолковых сцен.

В этой части «атласа» мы посмотрим, чем нас может порадовать неофолковая сцена Германии, Австрии, Дании и пары соседних государств. Почему несколько стран объединены в одну «экскурсию»? Потому что этот регион собрал на своей территории страны, исторически очень близкие не только в музыкальном и культурном плане, по близкие и по языку, и по духу.

Для Германии и других держав этого обзора огромное значение играло национальное самосознание и сохранение культурного своеобразия своего Vaterland. В 20 веке эта черта выродилась в нацизм, затем была втоптана в грязь, уступив место противоестественной либерастии. Отрадно наблюдать сегодня признаки постепенного прихода в норму коллективного разума европейцев, уже открыто ставящих под сомнение идею «единой открытой Европы». Не так давно маленькая и тихая Дания после 10-летнего «шенгена» ввела на своих границах контроль транспорта. Вроде бы незначительный шаг, но хочется верить, что он – только начало возрождения «разумного сепаратизма». В конце концов, лишь благодаря ему возможно сохранение культурного достояния Старого Света. К чему вся эта политика в музыкальном обзоре? К тому, что для наших рецензентов немаловажна национальная политика родной страны. В хорошем смысле, разумеется. Никто из них не жаждет возвращения к печам холокоста. Скорее наоборот. Но обо всем по порядку.

Начнем с Германии. Здесь нас ожидает самый богатый «урожай» в лице грандов немецкого неофолка, установивших каноны жанра и планку качества для региональной сцены.

Одним из первых можно считать WALDTEUFEL – проект Маркуса Вольффа, с 1995 года развивающий идеи дарк фолка британской школы. Темы Европы, нордической культуры и сохранения традиций – вот что занимает важное место в его творчестве.

Двумя годами ранее, в 1993, пятеро молодых людей объединились в формацию HEKATE, и с тех пор играют музыку, близкую по духу средневековой, с использованием старинных инструментов, мощной перкуссионной секцией, но также и синтезаторов. Отличительной особенностью Гекаты можно признать ее многокультурность – музыканты интересуются как римской и греческой, так и малоазиатской культурой и мифологией.

ORPLID

ORPLID

ORPLID, проект Уве Нольте и Фрэнка Махау, выпустил первый альбом в 1998 году. Орплид можно считать основоположниками именно немецкого неофолка. В творчестве этого дуэта доминируют темы немецкого романтизма 19 века, сюжеты из мифологии, музыка отличается акустическим, можно сказать балладным звучанием (с исключениями, разумеется). От альбома к альбому всё больше используется электроника, органично дополняя партию живых инструментов. Последний на сегодняшний день диск «GREIFENHERZ» исполнен в воинственном ключе, сравнить его с прошлыми работами не представляется возможным, он явно знаменует собой переход на новый этап творчества. Что ж, ждем свежих релизов. Кстати, и Уве, и Фрэнк имеют сольные проекты, которые также заслуживают внимания. Уве Нольте можно услышать на записях брутального BARDITUS и романтичного SONNENTAU, а проект Фрэнка Махау PRIMUS INTER PAIRES придется по вкусу любителям darkwave/IDM.

Судьба следующего проекта, как и его лидера, на сегодняшний день очень неопределённа. Речь идёт о FORSETI Андреаса Риттера. Выпустив 3 полноформатных диска в период с 2002 по 2004 год, Андреас пережил остановку сердца, в результате которой потерял память. Разумеется, что ни о каком занятии музыкой сейчас речи не идет, да и в дальнейшем она маловероятна. Тем не менее, эти три диска стали своего рода эталоном качества для последователей и «второй волны» немецкого неофолка. В арсенале Форсети всё то же акустическое звучание, в котором присутствует, помимо традиционной гитары, перкуссии и духовых, еще и аккордеон. Тематика песен крутится вокруг язычества и взаимоотношений человека с природой. Стоит упомянуть о диске-посвящении Андреасу Риттеру под названием «FORSETI LEBT» – «Форсети должен жить», который увидел свет в 2006 году.

Третий титан немецкой сцены «нового фолка» – Хенрик Фогель с его проектом DARKWOOD, который ведет свою историю с 1999 года. Проводя определенную аналогию с британским дарк фолком, мы наблюдаем своеобразное сходство в распределении тематик творчества. Если ниша философии занята ORPLID, а язычество застолбил FORSETI, то DARKWOOD специализируется на переосмыслении исторического наследия Германии, причем наследия, прежде всего, послевоенного. Для музыки DARKWOOD, как и для всей региональной сцены в целом характерно использования акустических инструментов, обязательная гитара в сочетании с синтезатором. Помимо собственных альбомов, в дискографии Хенрика Фогеля имеется совместная работа с израильским проектом CHAOS AS SHELTER под названием «LAPIS». На ней вы можете услышать, помимо замечательной музыки немца еще и весьма своеобразный вокал Веры Шапиро, вокалистки израильской формации.

Помимо этих трех формаций, к первой волне немецкого неофолка можно отнести также NEUN WELTEN, WERKRAUM, NOVALIS (NOVALIS DEUX), BELBORN, DIES NATALIS и SONNE HAGAL.

К «второй волне» относятся относительно молодые формации, возникшие во второй половине нулевых: FALKENSTEIN, NEBELUNG, TRINITHOS, TRAUM’ER LEBEN, SEELENTHRON и ряд других коллективов. Как правило, они продолжают дело «старших братьев», развивают их идеи и привносят что-то свое, при этом минимально изменяя форму изложения.

KIM Larsen

KIM Larsen

Но переместимся из Германии в Данию, она также может предложить нам весьма вкусный материал. Главным «блюдом» тут является, разумеется, Ким Ларсен и его проект :OF THE WAND AND THE MOON:. За более чем 12-летнюю историю он выпустил 4 полноформатных пластинки и больше пяти синглов и EP. Рыжебородый викинг Ларсен нашептывает слушателю в своих песнях древние мифы, легенды, истории о языческих обрядах, рунах и героях. Всё это происходит под традиционную акустическую гитару, что создает атмосферу посиделок у костра в дремучем лесу (не на Грушинском фестивале, нет). Вне рамок :OTWATM: Ким в 2009 году выпустил альбом проекта SOLANACEAE, а также отметился на последнем альбоме ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO в качестве приглашенного музыканта.

Соседи из Нидерландов, трудновыговариваемые VOLKSWEERBAARHEID, исполняют традиционный DI6-подобный дарк фолк, хоть и не без собственной изюминки. Коллектив определенно заинтересует любителей «олдскульного» материала.

Еще один голландец, STRYDWOLF, играет классический немецкий неофолк с гитарой, костром и прочими его атрибутами. Формация совсем молодая, поэтому материал пока сыроват, ему не хватает оригинальности и собственной фишки, но потенциал для развития определенно имеется.

В Австрии обосновалась одна из самых ярких, но по какой-то причине не слишком популярная, формация NOVÝ SVĚT. Австрияки существуют с 1997 года, и за это время успели выпустить аж 16 работ, как сольных, так и в сотрудничестве с другими музыкантами. На альбомах NOVÝ SVĚT вы можете услышать авангардный коктейль из неофолка старой школы, дарк-кабаре, индастриала и черт знает чего еще.

А вот их соотечественники GRAUMAHD больше склонны к традиционному региональному звучанию. Перкуссия, гитара, еще несколько живых инструментов – из этого состоит их музыка.

jerome reuter

jerome reuter

Никак нельзя обойти вниманием Люксембург! Именно в этом крошечном государстве появился на свет один из ярчайших на сегодняшний день неофолковых проектов – ROME. Его основатель, Джером Рейтер, был раньше вокалистом в формации MACK MURPHY & THE INMATES, после ухода из которой и создал «РИМ». За шесть лет существования проекта (с 2005 года – года выхода демки «BERLIN») он выпустил аж пять полноформатных дисков, каждый из которых заслужил высочайшие оценки у критиков и любовь слушателей. При этом в каждой новой работе Джером экспериментирует со звучанием своего проекта, так что найти сходства между альбомом 2010 и 2007 года довольно сложно. Разве что фирменный вокал и непередаваемая атмосфера Европы первой половины 20 века сопровождают все творения ROME.

Те, кто следит за неофолковой сценой, наверняка слышали словосочетание «альпийский фолк». Что же это такое? О, это фирменный бренд лейбла Steinklang, который решил продвигать в массы музыкальную культуру Альп. Что это, и с чем его едят, судя по всему, не знают даже на самом лейбле, однако отличия от каноничного немецкого неофолка у альпийских собратьев явно присутствуют. Лучшими представителями этого ответвления являются, на мой взгляд, швейцарцы FRAEKMUENDT и австрияки STURMPERCHT.

Таков, в общем и целом, «немецкий» неофолк. Невозможно перечислить и описать каждый проект, играющий музыку этого направления, их слишком много для одного обзора. Однако для всех них характерна выстроенная на живых инструментах манера исполнения с нечастым использованием синтезаторов. Сближение с природой, максимальный контакт человека с древними ритуалами, традициями и верованиями – именно это в большинстве своих проявлений старается выразить немецкий неофолк. Многие упрекают его в однообразности, но стоит внимательней послушать каждого исполнителя, вникнуть в посыл, передаваемый им в музыке, и эти обвинения отпадают, поскольку каждый музыкант доносит в привычной форме что-то своё, неповторимое и прекрасное. Отечество, традиции и природа значат для представителей своих народов слишком многое, чтобы относиться к ним несерьезно. Подобно игре в бисер, придуманной Гессе, они выражают нечто уникальное, пользуясь принятой «кодировкой», своей системой знаков и звуков. И вполне объяснимо, что человек, незнакомый с условными знаками этой игры, не поймет ее глубинного смысла, восприняв лишь ее внешнюю оболочку.

Поделиться:

fixit

Почти главный редактор

Вам может также понравиться...

комментариев 15

  1. apocalyptic art:

    Я бы ещё добавил к первой волне немецкого неофолка – BELBORN, DIES NATALIES, SONNE HAGAL

  2. apocalyptic art:

    * HAGAL увидел хотя

  3. Anonimous Sapiens:

    Вот про кого я забыл, точно. Щас допишу. Спасибо.

  4. NightRaven:

    все бы ничего, конечно, но Waldteufel – американцы )))))))))))))

    • Anonimous Sapiens:

      “Waldteufel is a German based Neofolk group from the American State of Oregon”
      Как бы не всё так просто. Те же CHAOS AS SHELTER, по сути, из Рашки, но считаются израильской бандой.

  5. NightRaven:

    “Waldteufel is a German based Neofolk group from the American State of Oregon”

    Это вообще откуда? Т.е. я понимаю, что Маркус любит Германию, но…

    Вот адрес с waldteufel.net
    Waldteufel
    P.O. Box 17656
    Portland, OR 97217-0656
    USA

    Ну и например до Waldteufel был Crash Worship опять же американский. И вообще вот интервью с Маркусом, почитайте:
    http://www.heathenharvest.com/article.php?story=20041202132419669&filter=w

    • NightRaven:

      “I met Annabel in San Francisco through her stint in Amber Asylum. Annabel and Kris played with CW once in SF, and I once sat in for Steve on the drums for a casual AA show. Somehow we all met, and it became apparent that we had things in common, an interest in German culture and things heathen. This was in ’94. Then, in September of ’95 I spent some time in SF and we recorded the songs on the first Waldteufel 7” “Der große Rausch” (“The great Intoxication”) in Kris Force’s studio. Steve von Till helped mix as I had very little hands on experience in that domain. Later, after Annabel had moved up to Portland we slowly continued recording, which resulted in some compilation tracks, and then culminated in the first full-length album “Heimliches Deutschland.”

  6. Anonimous Sapiens:

    Та инфа из не самого надежного источника, каюсь (с пендосского Last.fm)
    Всё так, НО:
    На официальном MySpace местонахождением избрана Германия: http://www.myspace.com/waldteufel
    Да и вот этот сайт с немецким доменом, хоть и дичайший пиздец по оформлению, но их текущий: http://www.waldteufel.de/
    К тому же, как уже было замечено, Маркус Вольфф очень неравнодушен к Германии, всячески ее славит, поёт на немецком, да и имя у него отнюдь не еврейское. Конечно, мне не принципиально присутствие Waldteufel в этом обзоре, если камерады поддержат тебя, то без возражений удалю инфу отсюда и перенесу в будущий обзор про амеров.
    Но, повторюсь, вопрос о его принадлежности к Штатам и Германии довольно спорный.

  7. NightRaven:

    Да мне поровну, в принципе.

    Как хотите так и пишите.

    Последний вопрос только: вы альбомы Waldteufel и других проектов где Маркус участвовал вообще слушали?

  8. А сайт-то у лесных чертей с изюминкой))

  9. fixit:

    по австрийцам Jännerwein хороши. жаль ничего не слышно что-то о них больше..

  10. Stigmata:

    Имело смысл написать про Герхарда, ведь он во-многом сформировал мировоззрение неофолкеров и долгие годы занимается “селекцией” групп, постоянно открывая новые имена.

  11. Из представленных групп мне больше всего по душе ORPLID.

Добавить комментарий для Anonimous Sapiens Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *